Методы трансфертного ценообразования – основные особенности

Методы ТЦО

   С 1 сентября 2013 года в Украине для целей налогообложения используется трансфертное ценообразование и должны применяться определенные методы трансфертного ценообразования (ТЦО).

   При этом, внесенные Законом №408 в НКУ, изменения зачастую противоречат друг другу и не содержат конкретики. Таким образом, большинство норм НКУ в части трансфертного ценообразования оцениваются с изрядной долей субъективизма, что неминуемо может привести к конфликту интересов с налоговым органом.

   В подпункте 39.3.1 НКУ определено, что «для целей проверки правильности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль предприятий и НДС определение цены при осуществлении контролируемых операций производится по одному из указанных методов…»

   Строго формально, эту норму понять так, что налогоплательщик для определения цены при осуществлении контролируемых операций может использовать только один метод из пяти.

   В тоже время, в этом же пункте НКУ сказано, что налогоплательщик вправе использовать любой обоснованный и приемлемый для этого метод.

  Несмотря на определенную коллизию норм, считаем, что налогоплательщик имеет полное право использовать более одного метода (комбинацию методов) для определения цены в контролируемой операции.

Методы трансфертного ценообразования – ключевые моменты

13 сентября 2013 года специалистами Международного Аналитического Альянса был проведен семинар на тему «Трансфертное ценообразование: украинский вариант».

   В ходе семинара участники задавали, интересующие их вопросы. Часть ответов на эти вопросы будут опубликованы в этой статье.

  Для начала остановимся на ключевых аспектах выбора и использования методов трансфертного ценообразования.

1. Методы ТЦО принято разделять на две группы:
• операционные (традиционные) методы;
• методы прибыли.

2. Метод сравнительной неконтролируемой цены (метод “СНЦ”) является приоритетным. Метод чистой прибыли используется в том случае, когда нельзя использовать операционные (первые три) методы. Метод распределения прибыли используется в сделках с эксклюзивными товарами (услугами) или если у одной из сторон есть нематериальный актив, который существенно влияет на уровень рентабельности.

3. Не смотря на то, что НКУ дает налогоплательщику право использовать любой метод (комбинацию методов), налогоплательщик прежде, чем сделать выбор, должен:
• подготовить соответствующее обоснование выбора метода;
• выбрать метод с учетом установленной в НКУ приоритетности использования методов;
• выбрать метод, который дает возможность максимально обеспечить сравнение контролируемой сделки и сопоставимых сделок. Тут конечно очень важную роль будет играть наличие источников информации.

4. При проведении проверки орган государственной налоговой службы имеет право применить другие методы (комбинацию методов) определения цены контролируемых операций.

5. В основе применения всех методов лежит сравнение цены или рентабельности контролируемой операции с рыночным диапазоном цен или рентабельности. Налогоплательщик может применять минимальное или максимальное значение рыночного диапазона в том случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

6. Для сравнения цены (рентабельности) в контролируемой операции требуется информация минимум о трех сопоставимых сделках. Исключение предусмотрено только для метода “СНЦ”– допускается использование информации об одной сопоставимой сделке, но только в том случае, когда условия такой операции полностью сопоставимыми с условиями контролируемой операции или с помощью соответствующей корректировки обеспечена полная сопоставимость таких условий, а также при условии, что продавец товаров (работ, услуг) в сопоставимой операции не является монополистом на рынке таких идентичных товаров (работ, услуг).

Вопросы при использовании методов трансфертного ценообразования

Где найти информацию о показателях рентабельности сопоставимой сделки?

   НКУ требует сравнивать рентабельность контролируемой операции и рентабельность сопоставимых сделок. В тоже время, в пп.39.3.2.6 НКУ сказано, что показатели рентабельности для целей ст. 39 НКУ определяются на основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отраженных по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине.

  Данные бухгалтерского учета конкурента о показателях сопоставимой информации получить будет достаточно сложно или в большинстве случаев даже невозможно. Финансовую отчетность конкурента для расчета показателя рентабельности получить тоже достаточно сложно, но возможно. В тоже время, в финансовой отчетности приведена сводная информация, которая является результатом осуществления как контролируемых, так и не контролируемых операций за определенный период. Часть активов налогоплательщика может быть использована в контролируемой операции, а часть нет. Из финансовой отчетности получить эту информацию не представляется возможным. Другими словами, на основании данных финансовой отчетности можно рассчитать показатели рентабельности предприятия в целом, но не рентабельность отдельной сделки, как того требует НКУ.

   Учитывая то, что для расчета рентабельности сопоставимых сделок информации, скорее всего, будет минимум, практика пойдет путем анализа сопоставимости компаний между собой и расчета соответствующих показателей рентабельности на основе финансовой отчетности. Косвенным подтверждением этому является пп. 39.3.3.10 НКУ.

   Что делать налогоплательщику, если по обоснованным причинам он не может использовать метод сравнительной неконтролируемой цены и в тоже время не может найти информацию о трех сопоставимых сделках?

  Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Возможно, Министерство доходов и сборов официально разъяснит эту ситуацию.

   Что делать налогоплательщику, если в его распоряжении нет информации о сопоставимых сделках?

    Если это приемлемо, создайте самостоятельно сопоставимые сделки, отгрузив товары (предоставив услуги) независимой стороне на сопоставимых условиях.

    Где налогоплательщику брать информацию?

    КМУ должен утвердить перечень открытых официальных источников.

   Информацию о финансовой отчетности акционерных обществ и эмитентов облигаций можно получить на сайте smida.gov.ua.

   Если информацию о финансовой отчетности нельзя получить официально, попробуйте получить ее неофициально. Напоминаем, что финансовая отчетность подается в органы статистики и органы Министерства доходов и сборов.

   Что касается использования таких баз данных, как «Руслана» и ее аналогов – такие базы желательно использовать хотя бы потому, что это вам позволит найти информации для анализа сопоставимых сделок.

   Нужно ли корректировать данные финансовой отчетности, договоров, первичных документов по результатам анализа контролируемой сделки и сопоставимых сделок?

  Действительно, в пп. 39.3.3.10 НКУ для целей обеспечения сопоставимости показателей рентабельности во время определения рыночного диапазона предусмотрена корректировка отдельных показателей финансовой отчетности плательщика налога.

   Это не значит, что вы должны будете подать в соответствующие государственные органы новую финансовую отчетность с исправленными показателями или должны будете корректировать условия договоров или первичных документов.

   По своей сути, указанная в пп. 39.3.3.10 НКУ корректировка, – это часть вашей управленческой информации, которая подтверждает процедуру определения цены в контролируемой сделке для целей налогообложения.

Вячеслав Вареня Вячеслав Вареняаудитор. Руководитель отдела внутреннего аудита финансово-промышленной группы. Управляющий партнер Международного Аналитического Альянса

Поделитесь новостью в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • LiveJournal